Стигматы - следы веры
Раны в боку, на руках, ногах... те же раны, что и Иисуса Христа - на телах его последователей. Они появляются неожиданно и не потдаются традиционному медецинскому лечению. Они возникают не вседствии ранения. Но они есть... Церковь канонизировала 70 святых, у которых появились эти следы, а в мире насчитывается с такими ранами приблизительно 350 человек, признанных католической церковью.
Первым человеком, отмеченным стигматами, был святой Франсиск Ассизский, после него этот список пополнился многими именами. Стигматы на нем появились в 1224 году, во время праздника Воздвижения Святого Креста. Легенда утверждает, что святому Франциску явился в видении ангел, который пятью лучами света иссек стигматы на руках и ногах подвижника. Святой Франциск совершил много добрых дел и чудес. Но самое чудесное событие в его жизни - это стигматы. Есть, правда, утверждение, что первое свидетельство о стигматах относится к гораздо более ранним временам - к первым годам христианства. В одном из посланий святого апостола Павла говорится, что Павел "после распятия Христа обрел раны, как и Иисус". Слова Павла можно толковать как дословно, в смысле обретения им стигматов, так и метафорически. Однако это единственное свидетельство из первых веков христианства - после этого около тысячи лет о появлении стигматов ничего не было слышно. Существует несколько версий по поводу того, почему стигматы начали появляться только в начале второго тысячелетия. Первая из них связывает появление стигматов с обострившимися в XI-XII веках теологическими спорами. После оформления раскола христианства в 1054 году на католическую и православную церкви, католики провозгласили так называемую "доктрину Воскресения". Теологические размышления сосредоточились на разработке идей человеческой природы Иисуса Христа. Был установлен новый церковный праздник Тела Христова (Corp Christi) - в воспоминание земной, телесной жизни Спасителя, от Рождества до распятия. Именно к этому времени и относятся первые сведения о появлении стигматов. Церковь пологает, что речь идёт о людих, перенёсших тяжолую физическую и моральную боль, и поэтому страдания приблизили их к распятому Христу.
Если раньше стигматы появлялись в основном на жителях средиземноморских стран, преимущественно Италии, то сегодня среди носителей стигматов есть японцы, корейцы, по крайней мере четыре американца, аргентинец, канадец.
Перед стигматами не всё едино.
Отец Адольф Танкерей определил ряд критериев, подтверждающих подлинность стигматов. Они должны появится в тех же местах, где были раны Иисуса. Пять наиболее типичных
из них - две руки, две ноги и бок. Есть случаи когда рыны появлялись на лбу, на верху позвоночника и спине, похожие на следы от плетей. Как правило, они возникают во время Страстной недели или другое время, когда часто говорят о Страстях Господних. Подобные раны сочатся чистой кровью и никогда не гноятся. Кровь льётся обильно, хотя раны не находятся вблизи важных артерий. Они никогда не лечатся с помощью традиционных медицинских средств и остаются на длительное время. Считается, что они возникают только у людей с сильным духом, которые поклоняются кресту.
Самый известный случай, который может послужить примером, - случай с падре Пием из- Пьетрельцины. Доктор Никола Сильвестри, лечивший его, объяснил: "С медицинской точки зрения стигматы не могут считаться ранами или язвами, поскольку они не имеют тенденции зарубцовываться, даже когда подвергаются лечению. Они не заражаются, не разлагаются, не дегенирируют в некроз, не источают дурного запаха, они кровоточат и остаются стационарными и неизменными в течение лет, вопреки всем законам природы".
Церковь не всегда верит.
Церковь добросовестно иследует все случаи, прежде чем потавить диагноз стигматов. Рана должна отвечать всем выдвинутым критериям. Причина очевидна было множество фальсификаций. Поэтому как врачи, так и церковь тщательно исследуют каждый случай, чтобы исключить возможность обмана. Католическая церковь считает, что стигматы - это чудо и они доказывают существование Бога.
Церковь также считает, что некоторые случаи - не от Бога, а от Дьявола. Поэтому она узнаёт о человеке всё: его веру и муки, которые он претерпел. Эти дьявольские случаи стараются скрыть и о них почти не говорят. Ватикан весьма настороженно относится к фактам появления стигматов. Обычная процедура требует, чтобы прошло некоторое время - иногда до 100 лет - со дня смерти стигматика, чтобы церковь смогла канонизировать его. Священники и медицинские эксперты, назначаемые Ватиканом, тщательно изучают каждый случай появления стигматов, принимая во внимание все детали "за" и "против". Церковь признает, что стигматы могут появляться на людях и иметь чудесную или необъяснимую природу, однако в большинстве случаев, по мнению церковных экспертов, источник появления стигматов следует искать психиатрам: многие носители стигматов обладают выраженными признаками истерии. В ряде случаев у стигматиков отмечалось наличие различных клинических синдромов, склонности к самоистязанию, экстремально низкая самооценка, граничащая с ненавистью к самому себе. Отдельную группу носителей стигматов составляют те, кто объясняют происхождение своих ран контактом с инопланетянами. Один из наиболее известных сегодняшних стигматиков, итальянец Джорждо Бонджованни, в своих рассказах преподносит слушателям причудливую смесь католицизма с уфологией и объясняет , происхождение стигматов на себе встречей с инопланетянами.
Наука не может отрицать это явление.
Можно легко предположить, что эти особы с нестабильной психикой сами себе наносят раны, однако стигматизм на самом деле является более сложным явлением. Дело в том, что большинство стигматиков не помнят, когда и при каких обстоятельствах у них на теле появились раны. И существуют многочисленные доказательства того, что стигматы, как их не лечи, вновь и вновь появляются на теле носителя и в тех же самых местах. Несколько экспериментов, проведенных доктором Марко Марнелли (Италия) с носительницей стигматов Ло Бьянко, показали, что залеченные стигматы способны многократно появляться на ее руках вновь, причем каждый раз, когда стигматы начинали проступать на ее теле, Ло Бьянко впадала в транс и видела в этом состоянии четки и крест. Уже упоминавшийся отец Пио видел в трансе самого себя. Американка Этель Чапмен приобрела стигматы в виде следов от гвоздей на ладонях, будучи в больнице, где в бессознательном состоянии видела сцену собственного распятия.
Безоговорочным остаётся подтверждение врачей, что этот феномен не укладывается в рамки никаких известных физических законов. Кроме того, у многих стигматиков отмечается деформация одного плеча, словно опущенного под тяжестью огромного креста. Также есть случай с 30-летней домохозяйкой Доминикой Лазари из Португалии:
- В каком бы положении несчастная ни находилась, - рассказывал доктор Грегори Касс из Центрального госпиталя Лиссабона, - вместо того чтобы стекать вниз, кровь шла по направлению к большим пальцам и по ним, как будто женщина была распята на кресте. А однажды медики стали свидетелями того, как с ее лба заструилась кровь. Ранки образовались внезапно, будто от невидимого венца, поцарапавшего кожу терновыми колючками, и так же неожиданно через некоторое время исчезли.
Как объясняют некоторые психологические теории, человек, который испытывает сильный стресс, находится в ситуации, когда повышается его внушаемость, и это благоприятствует появлению стигматов, особенно если это верующие или религиозные люди.
Также было доказано, что во время гипноза у многих людей могут появляться раны. Самый известный случай - с женщиной, которая во время регресии обнаружила, что умерла повешенной. И тут же на её шее появилась рана от верёвки. Это доказывает, что сила мозга превышает другие силы. Это же можно отнести к людям со стигматами...